Для него она была скучна, но любима всей душой...

  • + 7 978 922 08 88
  • 8 800 333 61 88
    бесплатно по России
  • Опубликовано: 13.09.2016     Просмотров: 10

    Каждый год в Ялте проводится немало творческих, культурных и исторических мероприятий, посвященных жизни и творчеству Антона Павловича Чехова. Здесь, на южном берегу благословенной Тавриды, он строил дома, писал пьесы и рассказы, упорно работал и пытался восстановить своё здоровье. За десяток лет, который писатель прожил на своих южных дачах, он оставил в жизни Ялты значительный след, благодаря которому город может по праву называться «чеховским».

    Впервые Антон Павлович Чехов побывал в Крыму в 1888 году и на тот момент наш полуостров не произвел на него большого впечатления. Степи северной Таврии, по словам писателя, были скучны и без колоритные, а Черное море – однообразным. Феодосия запомнилась ему унылым, серовато-бурым городишкой с бедной почвой, Ялта – помесью ярмарочного мещанства и Европы, а в Севастополе писатель отметил лишь «неописуемый цвет моря, похожий на синий купорос». В своих письмах Антон Павлович выражал понимание всем тем поэтам и художникам, которых южный берег Тавриды оставил без вдохновения. По его словам, это место способны были «рекламировать лишь врачи да барыни».

    Несмотря на явное разочарование Тавридой, Чехов возвращался сюда вновь и вновь. Вопреки своим же собственным словам, уже во время второй поездки в Ялту, он за три недели пишет повесть «Скучная история», а в третий визит на полуостров из-под его пера выходит рассказ «Студент».

    В 1894 году Антон Павлович впервые приезжает в Тавриду не с целью отдыха. Южный берег Крыма, его климат, воздух и солнечная погода рекомендованы писателю врачами. Страдающий от туберкулеза лёгких, Чехов остается в Ялте на целый месяц, живёт в гостинице «Россия» и медленно, вдумчиво пишет. В эти годы на страницах его произведений всё чаще начинают появляться образы Ялты, её архитектуры, быта и реальных личностей жителей курорта. Так, город оставляет свой след в повестях «Ариадна» и «Черный монах», рассказе «Три года».

    Окончательно Чехов переезжает в Ялту в 1898 году – туберкулёз писателя начал прогрессировать, а климат Ялты, по словам врачей, помог бы замедлить развитие болезни. Сначала Чехов выбирает себе для проживания участок в поселке Кучук-Кое (ныне Парковое – прим. автора), планирует строительство дома и санатория для учителей, однако, практически сразу продаёт его и взамен приобретает землю в поселке Аутка – пустынные виноградники у берега реки Учан-Су площадью в 3700 кв. м. Чехов полюбил гулять по набережной, дышать морским воздухом и сидеть на знаменитой лавочке возле книжного магазина Синани, где встречались приезжавшие в Ялту знаменитые деятели искусства. Здесь они обменивались своими мнениями и новостями, а после шли в саму книжную лавку, чтобы осмотреть поступившие в продажу новинки.

    Из воспоминаний архитектора Льва Шаповалова:

    «...На набережной Ялты, в самом центре города, находилась книжная лавка известного ялтинского книгопродавца Синани. Торговля шла бойко, в его лавке всегда было шумно и людно. Однажды Синани взял меня под локоть и, не говоря ни слова, подвел к высокому, худощавому человеку в пенсне, который, стоя у прилавка, просматривал только что полученные книжные новинки. Как сейчас помню: - Антон Павлович, позвольте представить вам нашего гостя - молодого московского архитектора Шаповалова. Его, так же, как Толстого, зовут Лев Николаевич, - сказал Синани улыбаясь. Антон Павлович обернулся, пристально взглянул, улыбнулся и протянул руку. - Чехов, - сказал он глухим грудным голосом. Так состоялось мое знакомство с Антоном Павловичем. …Я долго стоял растерянный, смятенный, не зная, что сказать. Чехов, очевидно, уловил мое смущение и заговорил сам - сейчас уже не вспомню, о чем мы говорили, одно только могу сказать с уверенностью: через несколько минут я поймал себя на том, что смущения и растерянности как не бывало. С этого дня знакомство мое с Чеховым стало крепнуть, отношения становились теплее, и вскоре Антон Павлович покорил меня окончательно. Мы встречались почти ежедневно в лавке Синани, гуляли по набережной и, греясь на солнышке, беседовали на самые различные темы. В начале ноября 1898 года мы, как обычно, гуляли с А.П. Чеховым по набережной. И вдруг совершенно неожиданно Антон Павлович сказал: - Прошу вас, Лев Николаевич, построить мне в Ялте небольшой дом... Признаюсь: я уже успел полюбить Антона Павловича и душевно привязаться к нему, и это его предложение, хотя и льстило моему самолюбию, все же испугало меня. Антон Павлович со свойственной ему чуткостью уловил мое колебание и повторил предложение. Делать было нечего - я согласился.»

    Молодой перспективный архитектор берется за работу со всей душой. Материалы завозят в январе 1899, а уже в декабре того же года Антон Павлович вместе со своей сестрой Марией въезжают в новый дом. Сам Чехов на протяжении десяти месяцев, в течение которых ведется строительство, занимается садом – выписывает саженцы из питомников, ведет специальную тетрадь, где регистрирует каждое из 159-ти посаженных растений. Благодаря писателю заброшенные виноградники быстро превращаются в «культурное, красивое место».

    В стенах Ялтинской дачи Антон Павлович пишет свои знаменитые далеко за рубежом «Три сестры», «Дама с собачкой», «Вишневый сад», проводит встречи с многочисленными друзьями-писателями и каждый день отправляет письма супруге. Жена писателя – Ольга Книппер, актриса Московского художественного театра, приезжала в Ялту только летом, когда оканчивался театральный сезон. Просторный, лёгкий белый дом с флигелем, стеклянной верандой и нарочито несимметричными формами был пристанищем писателя вплоть до марта 1904 года, когда Чехов вместе со своей супругой вынужден был отбыть в Германию для лечения.

    После скоропостижной кончины писателя, дом унаследовала его сестра – Мария Павловна, которая тут же открыла комнаты для посещения поклонников творчества Антона Павловича. Официальный же статус музея дом приобрел в 1921 году, а в 1926 году в Ялту приехал младший брат Антона – Михаил, который, впоследствии, стал первым научным сотрудником музея. Жила в доме и мать писателя – Мария Яковлевна, скончавшаяся в 1919 году.

    Мария Павловна прожила в мезонине дома-музея вплоть до 1957 года. В течение всей своей жизни она оберегала «Белую дачу» и прилегающий к ней сад как родное дитя, не покидая здания даже в годы Великой Отечественной Войны, когда на территории дома взрывались снаряды, а в самих комнатах квартировали немецкие офицеры. За такую плодотворную и самоотверженную работу, в июле 1944 года Марию Павловну наградили Орденом Трудового Красного знамени. В 1966 году к музею пристроили ещё одно здание, в котором была открыта литературная экспозиция, а в 1983 году научные сотрудники открыли экспозицию «Жизнь и творчество А.П. Чехова». «Белая дача» функционирует как полноценный музей и в настоящее время.

    Кроме знаменитой Ялтинской дачи Антон Павлович так же владел участком земли в Гурзуфе, который он приобрел у местного татарина в 1900 году. «Паршивенький дом с черепичной крышей» имел четыре комнаты, был светел, чист и просторен. Одноэтажное здание располагалось в закрытой бухте возле Пушкинской скалы, на самом берегу моря, имело собственный пляж для купания и небольшую пристань для катеров. Здесь Антон Павлович уединялся в поисках творческого вдохновения и прятался от своих многочисленных друзей, ведь никто из них не знал о существовании Гурзуфской дачи. Из всех сердечных приятелей писателя, при его жизни этот дом посещали только Иван Бунин и Вера Комиссаржевская. Летом в Гурзуфе отдыхали мать и сестра писателя, а так же Ольга Книппер, унаследовавшая дачу после смерти мужа.

    Книппер проводила в доме каждое лето, исключением были только тяжелые, военные годы. В разное время здесь жили члены театральной «качаловской группы», друзья актрисы и её коллеги по цеху. Вскоре, по соседству с ней приобрел свою дачу знаменитый композитор Лев Книппер. Гурзуфская дача стала местом вдохновения для многих писателей той эпохи, её зарисовывал вместе со своим учеником знаменитый Айвазовский, долгие годы она была местом притяжения для людей искусства. В последний раз Ольга Книппер посетила Дачу перед своей смертью – в 1953 году, после чего здание перешло в ведение Дома-музея им. Коровина, а в 1987 году гурзуфский Дом стал частью ялтинского Дома-музея им. Чехова.

    Ещё один музей имени писателя располагается по адресу Кирова, 32, в двухэтажном старинном здании постройки 1988 года – даче «Омюр». На первом этаже серого дома в псевдоготическом стиле писатель прожил чуть более полугода. Сейчас же здесь функционирует экспозиция «Чехов и Крым».

    За десяток лет, который Антон Павлович Чехов прожил в Ялте, он также внёс значительный вклад и в общественную жизнь города. На собранные по крупицам пожертвования он основал санаторий для малоимущих «Яузлар», неофициально принимал в своём доме больных, являлся членом попечительского Совета Ялтинской женской гимназии. Он жертвовал деньги на восстановление школ и принимал активное участие в организации театральных и других праздников.

    Антон Чехов никогда не идеализировал Тавриду. Он видел её недостатки и не молчал о них, подробно описывая в своих произведениях и письмах. Ялта навсегда осталась для него провинциальной Ниццей, пристанищем для врачей и барынь. Однако, любовь классика к Ялте от этого не стала меньше - он нашёл здесь вдохновение и покой, оставил в истории города значительный след, как писатель, врач и общественный деятель.

    На сегодняшний день имя Антона Чехова носит одна из центральных улиц Ялты, в его честь названы театр и среднеобразовательная школа. В городе стоят памятники писателю и его литературным персонажам, регулярно проводятся чтения и фестивали театрального искусства, как местного, так и всероссийского значения. Даже спустя столетие после его смерти, Ялта продолжает дышать и жить Антоном Чеховым, благодарная тому весомому наследию, которое оставил писатель.